7 видов мозгового штурма. Различные способы генерации идей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Существует около 250 известных методов генерации идей. И конечно же это не предел. Наверное, у каждого человека есть собственные способы генерации идей, которые исходят из опыта, способа мышления, жизни и других различных источником вдохновения. Как пример - идея приходит во сне или во время путешествий.

Но если нет времени и идея нужна сейчас, лучше воспользоваться методикой мозгового штурма, которая была придумана примерно в 1941 году.

Наша команда сделала основной уклон на эту методику и не прогадала. Данный коллективный метод позволяет за считанные часы придумать огромное количество идей, из которых в дальнейшем, по кусочкам собираются стратегии и алгоритмы действий в самых различных сферах бизнеса.

(Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.)

Главное - придерживаться нескольких правил:

  1. Мозговой штурм - минимум два человека (есть одиночные - но это другая история)
  2. Чем больше идей, тем лучше (количество важнее качества)
  3. Нельзя критиковать, задавать вопросы, давать комментарии (это можно сделать после)
  4. Необходимо записывать абсолютно все идеи! 

Но за большое количество времени и с помощью экспертов, мы выделили несколько разновидностей мозгового штурма, которые можно времени от времени менять в своей команде, тестировать и комбинировать, т.к. пользоваться одним методом быстро надоедает и новые идеи уже приходят в малом количестве. Сейчас я расскажу немного о каждом из самых известных методов: 

Рыхлый мозговой штурм (обычный).

Обычный мозговой штурм, при котором собираются люди и начинают накидывать свои идеи. Есть капитан, который записывает время и человек, который записывает идеи.

Корабельный совет. 

Совещание, созываемое руководящей должностью для решения проблемы в условиях дефицита информации и сроков. Авторы метода — В. Гильде, К. Штарке (1970 г.). 

Правила методики: заранее устанавливается очередность выступлений от «юнги» до «капитана», то есть от младшего к старшему. При этом каждый имеет право высказываться только после обращения к нему «капитана». Генерирование идей чередуется с критикой (также после команды капитана). Критиковать, а затем и защищать отобранные идеи должны все. В завершение работы «капитан» подводит итог.

План действий: 

 

Метод фокальный объектов. 

Фокус на одном прототипе/устройстве/продукте.

Необходимо выделить один объект, который необходимо модернизировать, усовершенствовать, придать новизну. Далее выделить абсолютно случайно другие 3-4 объекта (открыв наугад любую книгу или журнал). Далее выписать все свойства и характеристики случайных объектов и перенести эти признаки на выбранный прототип, далее выбирать новые сочетания и отработать эффективные идеи.

Теневая мозговая атака.

Во время проведения теневой мозговой атаки формируется группа активных людей  для генерации идей из 3-7 человек, которая действует по методике обычного мозгового штурма. Из остальных участников формируется группа «теневых». «Теневые» сидят за активными участниками и следят за ходом всей работы, фиксируя и анализируя выдвигаемые ими идеи, и не высказываются о своих идеях вслух.
Далее теневые объединяются и начинают обсуждать и группировать получившиеся идеи.

Мозговой штурм с разных точек зрения (По ролям).

Каждому участнику дается своя роль, роли могут зависеть от направленности задачи (начиная от членов семьи - мама, бабушка, дочь, и заканчивая ролями в компании - инженер, бухгалтер, руководитель). При данном методе получается множество идей с разных сторон, что позволяет получить обширную картину.

Мозговой штурм с ассоциациями.

Часто идеи приходят, когда человек просто что-то увидел или прочитал. Отсюда в мозговом штурме можно использовать вспомогательные вещи, которые дают ассоциативный ряд, и в кратчайшие сроки придумать очень большое количество идей, с которыми дальше работать. За вспомогательные вещи - можно брать журналы, сайты, каталоги и др.

BrainWriting - 6x3х5

Интересный метод. Каждым участникам штурма берется листок бумаги А4 - и делиться на 6 строк и 3 столбца (в сумме 18 ячеек). Задача за 5 минут полностью заполнить эти ячейки идеями. Метод позволяет в кратчайшие сроки получить множество идей (допустим команда из 4 человек дает за 5 минут - 72 идеи) 

Вообще любой метод может модернизироваться и соединяться, вы всегда можете пробовать за одну сессию разные методы и увидеть эффективность каждого из них. В любом случае у вас получится! 

P.S. В последствии мы напишем о каждом методе отдельно и разберем их подробно, приложив свои результаты и выводы.